Суда, самолеты, грузовики и поезда, которые перевозят товары https://tukcom.ru/biznes/gd_transport/ и материалы между производителями, поставщиками и потребителями, являются источником жизненной силы глобальной экономики. Они подпитывают глобализацию и процветание, которое она приносит. Но за это процветание приходится расплачиваться: на грузовые перевозки приходится около 8% выбросов парниковых газов (ПГ) во всем мире, не считая производства транспортных средств или складских операций. И с учетом того, что глобальный спрос, как ожидается, утроится к 2050 году, грузовые перевозки в конечном итоге вытеснят энергетику как наиболее углеродоемкий сектор – если мы не изменим курс.
В то время как такие решения, как биотопливо, постепенно расширяются для сокращения выбросов при дальнемагистральном грузовом транспорте, уже готовы миллионы миль железных дорог, которые могут предложить наилучший вариант снижения логистических затрат при наземном транспорте. Один грузовой поезд, курсирующий сегодня между Мюнхеном и Берлином, может компенсировать колоссальные 52 грузовых автомобиля, производя при этом менее 6% выбросов парниковых газов.
Железнодорожный транспорт в сравнении
Прежде чем мы углубимся в преимущества железнодорожного транспорта, важно понимать, что поезда не могут удовлетворить все потребности:
- Морским путем: Нам всегда будут нужны контейнерные суда для экономичной перевозки больших объемов грузов через океаны.
- По воздуху: Самолеты имеют решающее значение для быстрой транспортировки срочных или скоропортящихся товаров на большие расстояния.
- По суше: Грузовые автомобили и поезда выполняют общую задачу сухопутных перевозок на большие расстояния, но оказывают совершенно разное воздействие на окружающую среду: на грузовые автомобили приходится более чем в пять раз больше вредных выбросов парниковых газов на тонно-километр (одна метрическая тонна груза, перевозимого на протяжении одного километра), поэтому имеет смысл отдавать предпочтение железнодорожным перевозкам везде, где это возможно.
Преимущества железнодорожного транспорта для окружающей среды очевидны
Электрификация играет огромную роль в экологически чистой логистике и устойчивом бизнесе. Но современные парки дальнемагистральных грузовиков, контейнеровозов и грузовых самолетов по-прежнему в основном работают на ископаемом топливе. Усилия по электрификации этих видов транспорта, особенно грузовых, интересны, но проблемы огромны, а до (масштабируемых) решений осталось по меньшей мере десятилетие – слишком поздно, чтобы помочь нам сократить выбросы сейчас.
Железнодорожные сети, с другой стороны, уже в значительной степени электрифицированы. Например, сеть грузовых железных дорог Европы более чем на 80% состоит из электричества, поэтому ее поезда не имеют прямых выбросов. Между тем, косвенные выбросы от электростанций, вырабатывающих электроэнергию, постоянно и агрессивно сокращаются по мере перехода энергетических сетей на экологически чистый режим. Это создает реальный потенциал для чистого нулевого уровня выбросов в среднесрочной перспективе.
Преимущества и недостатки железнодорожного транспорта
Сокращение выбросов парниковых газов может быть самым большим преимуществом, но есть много других преимуществ – и некоторые недостатки, которые следует учитывать.
Одна из причин, по которой железнодорожный транспорт является экологически выгодным, заключается в том, что грузовые поезда могут перевозить больше грузов, чем грузовые автомобили, включая более тяжелые и громоздкие предметы. Более высокая пропускная способность может сделать перевозки железнодорожным транспортом как более экологичными, так и экономичными. Поезда безопаснее – вероятность аварий примерно в 40 раз меньше. В железнодорожных сетях наблюдается меньше краткосрочных задержек, что улучшает планируемость.
Железнодорожный транспорт также предлагает множество других преимуществ:
- Снижение загруженности
- Улучшенное качество воздуха
- Лучшая автоматизация и оптимизация
- Повышение безопасности
- Меньше сбоев
- Улучшенная масштабируемость
- Более высокая доступность квалифицированной рабочей силы
Конечно, есть недостатки. Поезда не такие гибкие, как грузовики, железнодорожный транспорт, как правило, немного дороже автомобильного, а сети железнодорожных путей во многих местах не так развиты.