

В Казерте – живописном итальянском городке всего в 22 километрах от Неаполя находится одна из самых масштабных и впечатляющих достопримечательностей Италии – Королевский дворцово-парковый комплекс (Palazzo Reale di Caserta). И появился он в противовес парижскому Версалю. А началось все с того, что разорившийся аристократический клан Каэтани вынужден был расстаться со своим огромным поместьем, продав его королевской семье неаполитанских Бурбонов и произошло это в 1752 году. Скромный городок Казерта оказался как нельзя кстати в период выбора места для строительства летней резиденции неаполитанским королем Карлом VII, который планировал строительство летней резиденции подальше от столицы.

В пользу небольшого городка выступало не только его живописное окружение, но и удаленность от морского побережья, ведь, как известно, контролировать водные просторы намного сложнее, а это значит, что безопасность монаршего двора была под большим вопросом. Определившись с местом строительства, король обратился к известному архитектору Луиджи Ванвителли, тому самому, кто разработал проект реконструкции Собора Святого Петра в Ватикане.


В желании превзойти величие и красоту Версаля государь вдохновлялся как раз-таки не им самим, а королевским дворцом в Мадриде. Также король мечтал, чтобы невиданный до этих пор дворец был не только местом развлечений для знати, но и административным центром, в котором можно разместить некоторые управленческие структуры. Помимо этого, грандиозный архитектурный комплекс должен был окружать прекрасная садово-парковая зона, а в Неаполь планировалась прокладка монументальная аллея (реализовать так и не удалось). В грандиозный проект строительства также было включено строительство нового акведука, да и самому городу предстояло полностью поменять свой облик и даже местоположение.


Реализация амбициозного проекта началась в 1752 г. и длилась вплоть до 1780 г., хотя частично он был заселен через 15 лет после начала строительства. За этот период времени кардинально изменили окружающий ландшафт, городское поселение Казерта было перенесено за 10 км от дворца, чтобы ничего не могло нарушить созданную идиллию. Как только был создан фундамент гигантского по своим размерам дворца (его площадь составляет 47 тыс. кв. м), начались работы по разбивке аллей, садов, парков, прудов, каналов и озер, занимающих 1,2 млн квадратных метров площади. Работами руководил, прибывший из Парижа ландшафтный дизайнер Мартин Бианкур, в чьи обязанности входило и обустройство 4 дворов, образовавшихся внутри дворца, построенного в виде прямоугольника. Благодаря двум пересекающимся зданиям, находящимся внутри этого прямоугольника и образовались изолированные друг от друга внутренние дворики, площадью около 3,8 тыс. кв. метров каждый.


Авторы Novate.ru хотели бы отметить, что садовникам и ландшафтным дизайнерам удалось создать самый большой из регулярных парков Италии, в котором можно увидеть и пейзажные зоны, и акведук, и фантастические фонтаны (многие считают, что они ни в чем не уступают Петергофу), множество рукотворных водоемов, аллей, скульптур, садовых беседок и павильонов, включая домики для работников шелкопрядильной фабрики, расположенной на территории королевского комплекса.


Сам же дворец, построенный в стиле позднего барокко, блистал роскошью, действительно подчеркивая величие и значимость рода Бурбонов. Так уж сложилось, что инициатору строительства резиденции на определенном этапе жизни пришлось отказаться от всего этого великолепия. Сначала инициатор строительства Карл VII после смерти своего брата (1759 г.) должен был отречься от неаполитанского трона, покинуть еще недостроенный дворец и взойти на престол Испании (под именем Карла III). Да и сам автор проекта не дожил до завершения столь грандиозного проекта, работу продолжил его сын Карло, который пошел по стопам отца. Он завершал строительство дворцово-паркового комплекса уже для сына короля Фердинанда IV Неаполитанского, который в 1767 году сделал его официальной королевской резиденцией (после извержения Везувия ему пришлось покинуть Портичи, где он жил длительное время).


Интересный факт: Королевский дворец в Казерте – последнее, впечатляющее своим размахом и масштабом сооружение итальянского барокко, которое, в придачу, является крупнейшим в мире архитектурным комплексом такого типа. Королевская резиденция (длина – 247 м, ширина – 190 м и высота 41 м, при этом не забываем, про два здания внутри) насчитывает 1,2 тыс. грандиозных залов и жилых апартаментов, и это, не считая административных помещений, театра, со всеми сопутствующими комнатами и залами, собственного храма, галереи и множества хозяйственных комнат. Несмотря на то, что строительство дворца было завершено в 1780 г. полностью отделочные работы закончились в 1845 году. Правда, к этому времени дворец побывал и в руках республиканцев, и брата Наполеона, и снова вернулся к династии Бурбонов.


Особым украшением интерьеров дворца стали фантастические лестницы (всего их было создано 34). Чего только стоит двухсветная, охватывающая два этажа Парадная лестница (Scalone d’onore) из белого каррарского мрамора, эффектно контрастирующего с разноцветным мрамором, которым облицованы стены. Навстречу поднимающимся, от входа, с каждой стороны лестницы установлены две скульптуры грозных львов работы Паоло Персико и Томмазо Солари, символизирующих «силу оружия и разума». Культовая лестница стала не просто главным шедевром, созданным архитектором Ванвителли, она является ярким примером классических многомаршевых лестниц, присущих эпохе барокко. Считается, что такой тип лестничных маршей олицетворяет движение из тьмы (полумрак первого этажа) к свету, поступающего из окон верхней площадки. Этим они отличаются от полностью закрытых лестниц Средневековья.
Примечательно: Королевский дворец в Казерте стал эталоном для подражания. Подобная композиционная структура была использована Антонио Ринальди во время проектирования и строительства Мраморного дворца в Санкт-Петербурге, который начал возводиться спустя 15 лет. В Зимнем дворце Северной столицы можно увидеть Иорданскую лестницу, работы ученика Ванвителли – Б. Ф. Растрелли, в которой можно узнать черты Королевской лестницы Palazzo Reale di Caserta.


Описывать роскошные королевские интерьеры можно бесконечно, поэтому мы лишь отметим, что в апартаментах и залах для приемов, которые оформлялись в XVIII веке, преобладает стиль рококо, а вот в XIX ст. становится модным ампир, что и нашло отражение в дизайне.